8-800-234-2992 Бесплатная консультация

ПОЙМАТЬ тренд

Как бизнесу заработать на чемпионате мира по футболу?

Чемпионат мира FIFA 2018 в России — время зарабатывать. В Бразилии компании только за счет подготовки к Чемпионату 2014 года сгенерировали дополнительные $370 млн дохода, а в России, по расчетам McKinsey, предстоящий турнир принесет малому и среднему бизнесу 100-150 млрд рублей дополнительной выручки в течение 5 лет после проведения. Зарабатывать на футболе (а точнее — на футбольных болельщиках) могут бизнесы из самых разных сфер: рестораны, отели, такси, ретейл — и огромное количество b2b-компаний. Мобильные разработчики срочно выпускают новые приложения, PR-агентства креативят маркетинговые кампании, в event-бизнесе бум корпоративных футбольных соревнований. Inc. изучил российский и международный опыт и составил инструкцию для предпринимателей по извлечению выгоды из мундиаля.

-


-

Футбол 

— это большой бизнес, который генерирует продажи в самых разных сферах. Например, общая выручка Чемпионата мира по футболу в Бразилии в 2014 году составила $4,8 млрд, из которых $2,6 млрд — чистая прибыль компаний.

Бурная активность государства на поле бизнеса в преддверии чемпионата и не самая прозрачная система дистрибуции лицензионной продукции, выстроенная FIFA, — не лучшие предпосылки для предпринимательства. Однако большинство экспертов из разных индустрий, опрошенных Inc., уверены, что на чемпионате мира все-таки можно заработать.

-

Вувузелы и презервативы:
как футбол поднимает продажи от Бразилии до ЮАР

-

Самый яркий пример, когда малый бизнес вовсю зарабатывал,— ЧМ-2014 в Бразилии: например, владелец небольшой компании Alumiart Falcão в Сан-Пауло Роберто Харон Фильо продал барам и ресторанам более 50 тыс. металлических ведерок для пива с логотипом FIFA. Чтобы получить лицензию, ему пришлось заполнить заявку онлайн, предоставить образцы своей продукции, заплатить $10 тыс. за право стать лицензиатом и 12% роялти с продажи каждого ведерка, но Фильо не пожалел о своем решении: его продажи поднялись на 40%, а сразу после чемпионата удачно наступил летний сезон.

Для некоторых компаний ЧМ становится возможностью вывести свой бизнес на международный уровень. Так поступил бывший футболист и шоколатье Александр Феррейра, который специально к турниру выпустил линейку шоколада с ингредиентами из «футбольных» стран — Бразилии (шоколад с ароматом кайпириньи), Мексики (с красным перцем), Аргентины (с абрикосом), Франции (с шампанским), США (с черникой) и Италии (с фисташками). Шоколадки пользовались бешеным спросом: продажи компании подскочили на 50%, а среди клиентов, помимо торговых сетей и отдельных покупателей, появились международные компании. Похожий маркетинговый ход применил производитель презервативов Karex — выпустив кондомы с ароматом кайпириньи, поднял свои продажи в Бразилии на 25%. Компания запустила товар в феврале и к окончанию ЧМ продала 2,1 млн презервативов — это вдвое больше, чем бразильцы обычно покупают за год.

Мундиаль — золотое время для ресторанов и отелей, если хорошо подготовиться, как это сделала сеть пиццерий Dominos в Великобритании. Компания намеревалась нанять дополнительно 1,3 тыс. водителей, чтобы продать не менее 6 млн пицц болельщикам, которые будут сидеть вечерами перед телевизором и смотреть трансляцию матчей. Сколько удалось заработать в результате, компания не разглашала, однако предполагаемый доход должен был составить не менее $119 млн.

Чемпионат 2014 года стал рекордным для итальянской компании Panini, которая специализируется на производстве и продаже стикеров с фотографиями команд и футболистов, стадионов и матчей. Ностальгия 30-летних болельщиков по наклейкам и карточкам времен своего детства (примерно как по коллекционированию марок или игре в «сотки») принесла компании рекордную выручку (только в Латинской Америке — не менее $181 млн). Компания является партнером FIFA, и только у нее есть эксклюзивное право на выпуск стикеров к чемпионату — однако на успехе Panini смогли заработать и другие предприимчивые бизнесмены. Например, стартап Stickermanager.com быстро организовал онлайн-платформу, чтобы люди могли обмениваться стикерами. Число ее пользователей достигло 190 тыс. человек, которые сделали более 2 млн обменов (большая часть — именно наклейки от Panini).

Иногда даже не обязательно связываться с лицензированными производителями, чтобы навариться на сувенирной продукции, — важно прислушиваться к трендам. Например, во время кубка FIFA-2010 в ЮАР тысячи фанатов скупали вувузелы — африканский музыкальный инструмент, который производит резкий звук. Два голландских мобильных разработчика — Йероен Ретрае и Лиан ван Фурт — быстро сориентировались, оперативно выпустили приложение для айфона Vuvuzela 2010, имитирующее звуки вувузелы, — и зарабатывали на хайпе десятки тысяч долларов в неделю, размещая рекламу (приложение скачали более 3,5 млн раз).

-

-

Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в цифрах:

-

  • 64 МАТЧА 
    пройдут на 12 стадионах в 11 российских городах.
  • 1,2 ТРЛН РУБЛЕЙ 
    потрачено на подготовку к ЧМ.
  • 500 ТЫС. ИНОСТРАННЫХ И 600 ТЫС. РОССИЙСКИХ БОЛЕЛЬЩИКОВ
    ожидаются на чемпионате.
  • 40% МОЖЕТ СОСТАВИТЬ РОСТ ВЫРУЧКИ 
    4–5-звездочных отелей во время ЧМ.
  • 100-150 МЛРД РУБЛЕЙ 
    дополнительной выручки принесет ЧМ малому, среднему бизнесу до 2022г.

-


-

Поели и поехали:
как не разориться на гостях, которые никогда не вернутся

-

Официально сотрудничать с оргкомитетом Чемпионата мира в России будут четыре компании — это ресторанная группа Аркадия Новикова, Ginza Project Дмитрия Сергеева и Вадима Лапина, «Арена Фудс», входящая в «Шоколадницу», и группа компаний «Фьюжн Менеджмент», поставщик питания в бизнес-центры, санатории, детские сады и другие государственные и коммерческие учреждения. Все они будут кормить VIP-гостей и участников официальных делегаций.

Детали сотрудничества с FIFA находятся под NDA, сообщил Inc.исполнительный директор Ginza Project Павел Гогнидзе, но рестораны сети планируют целый ряд приуроченных к ЧМ активностей и нововведений (в их числе — специальное меню, которое обыгрывает тему футбола, и дополнительные закуски к пиву). Аркадий Новиков никаких специальных акций не планирует: «Главное — чтобы еда была вкусная, питательная и здоровая. Мы пережили то время, когда делали специальные акции, просто стараемся вкусно готовить, — если с этим все нормально, то и гости пойдут». И Ginza Project, и Novikov Group активно закупают экраны для просмотра матчей. «Я считаю, что это правильно, — почти во всех ресторанах на время чемпионата будут стоять телевизоры. У нашего ресторана «Валенок» экран сделан в виде футбольного мяча, тоже вариация на спортивную тему», — говорит Новиков в разговоре с Inc.

Менее крупный ресторанный бизес тоже начал готовиться к ЧМ-2018 — причем не только спортбары. Например, московская сеть «Темпл Бар» добавит к привычной живой музыке, дискотекам, восточным танцам и детским мастер-классам трансляции матчей. «Даже если в обычном режиме телевизоров нет, на время ЧМ можно их повесить. Мы все ожидаем спрос на то, чтобы эти телевизоры были во время матчей», — говорит генеральный управляющий сети Дмитрий Нестеренко. Кроме того, все надписи внутри ресторанов переведут на английский язык, в меню добавят специальный раздел для болельщиков с сетами и сэндвичами — «чтобы облегчить выбор тем, кто пришел просто пить и смотреть». В петербургском кафе «Деловая колбаса» тоже появятся новые блюда: «Если играет Германия — в день матча будем предлагать немецкое блюдо, если Бразилия — то бразильское, и т.д.», — говорит его совладелица Ксения Фивер. И в «Темпл Баре», и в «Деловой колбасе» для болельщиков будут проводить конкурсы: тем, кто угадает счет, обещают призы от заведения.

Фермер и основатель сети LavkaLavka Борис Акимов решил помимо ЧМ сыграть еще и на теме санкций — и сделать подарок американским и европейским туристам. «Введём на время чемпионата мира по футболу такое правило во всех наших кафе: всем гражданам США и ЕС одно блюдо бесплатно! И чтобы без очагов напряжённости — найдём через желудок путь к миру!» — говорит Акимов.

При этом рестораторам нужно тщательно оценивать свои затраты на привлечение новых гостей во время ЧМ, считает основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров. Так, «Темпл Бар» размещает рекламу в бортовых изданиях, распространяемых в самолетах, поездах и аэроэкспрессах: «Когда человек ограничен в пространстве, он с удовольствием листает эти журналы и, возможно, запомнит, что есть такая штука, как «Темпл Бар», — говорит Нестеренко. По его словам, в результате мер по привлечению болельщиков затраты на продвижение сети в преддверии чемпионата увеличатся на 20-30% — и на столько же он надеется увеличить и продажи. Гончаров настроен не столь оптимистично: «Чемпионат будет длиться месяц, и в лучшем случае какая-то часть наших точек увеличит оборот на 20%. Но боюсь, что все усилия, вложенные в раскрутку, пропадут, потому что эти гости придут к нам один раз и не вернутся. Даже если мы получим дополнительную прибыль, она будет съедена этими затратами».

Еще одна опция для рестораторов — установить фудтраки неподалеку от мест проведения матчей или в туристических районах города. Это хорошая реклама, а если место проходное — то и возможность резко поднять выручку. На федеральном уровне закона, который бы регулировал работу фудтраков, нет; формально это не запрещено — но фудтрак попадает под действие федерального закона № 381 о нестационарной торговле, а значит, для его установки придется арендовать землю у города (часто через тендер). В большинстве городов сроки для подачи заявок на размещение нестационарных торговых объектов вблизи стадионов на время Чемпионата мира уже прошли (в Ростове-на-Дону заявки на торговлю в радиусе 2 км от стадиона и фан-зоны можно было подать до 15 апреля, в Саранске — до 31 января). Однако в городских парках или торговых центрах (кстати, в Москве фудтраки только в них и разрешены) грузовик с едой теоретически еще можно установить, — в этом случае он ничем не будет отличаться от киоска или другой стационарной торговой точки. Главное — найти достаточно посещаемое и еще не занятое конкурентами место и «переформатировать» свою кухню под формат быстрой еды.

-


-

Подробнее

Поделиться

Фотогалерея

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!