8-800-234-2992 Бесплатная консультация

Роман Аврамов

Москва | Компания системы автоматизации ресторанов "iiko"

Роман Аврамов
Роман Аврамов
Гендиректор компании "iiko", Москва
Меня привлекает возможность разрабатывать продукты и технологии, которые реально помогают рестораторам, делают их бизнес более прибыльным и позволяют им обслуживать гостей лучше.

С чего началась Ваша карьера? Кем и где работали до iiko?

— Моя карьера началась с компании “Вимм-Билль-Данн”, где я работал администратором баз данных: писал разные отчеты, составлял отчетные формы. Это было еще в студенческие годы. Первая серьезная работа была в компании “Мегатек”, она занимается разработкой ПО для туроператоров. Когда я туда пришел, в компании работало 5 человек, это был такой Start Up на 50 клиентов. Устроился разработчиком, вырос сначала до руководителя проекта, затем стал заместителем гендиректора. В 2008 году, когда я уходил, компания была лидером своего рынка и обслуживала 80% туроператоров России. Из числа интересных тогда проектов — это автоматизация таких компаний, как “Инна Тур”, “Капитал Тур”, сеть турагентств “Куда.ру”, “Мостревел”.

-

Почему ушли из этой компании?

— Стало скучно. Мы номер один, куда расти дальше — не понятно. Стал искать новое и интересное. Встретился с Давидом Яном и Максимом Нальским, оказалось, они как раз делают что-то новое, интересное, амбициозное. И в 2008 году я присоединился к команде iiko. На тот момент опять была магическая цифра 50 клиентов и это тоже было классическим Start Up. Сначала я работал на позиции руководителя Производственного департамента, отвечал за разработку первых версий iiko, а также отвечал за продукты iikoOffice и iikoChain, вел несколько ключевых клиентов, несколько сетей. В 2009г. мне предложили стать гендиректором. Я быстро согласился, тем более, что опыт работы в подобной должности у меня уже был. 

За это время мы выросли от никому не известного стартапа до позиции #1. Сейчас iiko – лидер по продажам ресторанного ПО в России. Компания выросла с 50 сотрудников до 120.

-

Что в Вашей работе увлекает Вас больше всего?

— Возможность разрабатывать продукты и технологии, которые реально помогают рестораторам, делают их бизнес более прибыльным и позволяют им обслуживать гостей лучше.

-

-

Вы никогда не думали открыть свой ресторан?

— Нет. Меня создание собственного ресторана не увлекает.

-

Свой бизнес должен увлекать!

-

Каким Вы видите горизонт своей работы в iiko?

— До тех пор, пока мои цели и амбиции совпадают с целями и амбициями компании — я здесь. Это все, что я могу сказать.

-

Почему Вы выбрали именно эту сферу и именно эту компанию?

— Я долго и вдумчиво искал новую работу. У меня было много предложений, я выбрал ту компанию, которая, как мне кажется, имела и имеет потенциал, которая делает нужный продукт. Я достаточно узко сформулировал для себя, чего я хотел. Я хотел найти IT компанию, компанию — разработчика, где акционеры имели бы здоровые амбиции и четкое видение, куда эта компания должна развиваться. Это и тогда, и по сей день мне интересно и важно.

-

Из тех решений, что сейчас предлагает iiko, что Вы хотели бы выделить особенно? Почему?

— Не могу выделить что-то одно. У нас каждое решение в линейке продукции имеет свою достойную позицию. Мне сложно выделить.

Могу рассказать, что мы сейчас активно двигаем наш продукт в сторону облака, занимаемся этим уже 4 года. В каждой новой версии наш продукт становится все более облачным. Мы постепенно уходим от классической модели установки ПО на собственном оборудовании ресторанов, а также от единовременной выплаты за систему в пользу аренды облачных решений. Облачное решение проще купить, проще установить, проще обслуживать.

Другое такое же большое направление — это то, что мы называем “автоматизация 3.0”. Сделаю небольшое предисловие. Первоначально была концепция «автоматизации ресторанов 1.0» — это когда отдельно автоматизируется касса, отдельно склад. Это была автономная касса, которая выгружает какие-то файлы, которые нужно загрузить в складскую систему. То есть компоненты информационной системы между собой не связаны. Другая особенность концепции «1.0» — это автоматизация только продаж и движения товаров, без учета управления персоналом, управления финансами. То, что мы начали делать 10 лет назад и делали до недавнего времени, мы называем «автоматизация 2.0». Это интегрированная система, где все компоненты работают в едином информационном пространстве в режиме онлайн, это охват всех бизнес процессов в ресторане, это автоматизация не только отдельных ресторанов, но и сетей, а также это открытая платформа с API, которая позволяет партнерам создавать собственные решения на базе iiko. 

Сейчас iiko позволяет накапливать огромные гигабайты данных, фиксирует все движения в системе, все проводки, все действия персонала и, если управляющий ресторана достаточно дисциплинирован и достаточно хорошо ориентируется в том, что нужно контролировать, то из iiko он может получить огромное количество данных для принятия управленческих решений. Он может контролировать отличия фактических закупочных цен от контрактных, может в реальном времени видеть колебания фудкоста и его отличие от планового значения, и множество других показателей. Но это все хорошо работает, когда есть кому этими инструментами пользоваться, и у этого человека достаточно времени, и расставлены соответствующие приоритеты, и он знает, какие показатели нужно контролировать.

Теперь вернемся к «автоматизации 3.0» — это следующий шаг к более «умной», более интеллектуальной системе.

Одна из новых возможностей «автоматизации 3.0» — проактивный анализ, когда система сама будет говорить ресторатору: “Смотри, а здесь у тебя, возможно, есть проблема, а здесь у тебя подозрительные действия официанта, а здесь у тебя закупщик купил по цене выше контрактной”. Эту умную систему оповещения мы назвали iikoExpert.

Вторая возможность — прогнозирование. Мы уже разработали бета-версию системы, которая прогнозирует продажи на основании исторических данных и на основе этого прогноза позволяет строить планы закупок, приготовления полуфабрикатов, а также потребности в персонале с точностью до 15 мин.

Сейчас мы и наши конкуренты двигаемся в одном направлении, но у нас есть серьезный технологический отрыв, и мы намерены его сохранять.

-

-

Что интересного сейчас находиться в разработке?

— То, что я озвучил, это планы на ближайшие 2-3 года. Что-то из этих решений появится уже в этом году. Например, прогнозирование продаж и лейборкоста. Мы уже внедрили эту функциональность у одного из клиентов и в этом году она станет доступна для всего рынка. Остальное из того, что я говорил, будет появляться позже. Мы сейчас работаем над повышением качества продукта и новая версия iiko, которая выйдет в следующем месяце, будет работать гораздо быстрее и стабильнее, чем все предыдущие.

Кроме этого, мы занимаемся масштабированием системы. У нас появляются клиенты с бизнесом все большего размера. До сих пор самым большим клиентом, который работал с решением iikoChain, была сеть с 230 ресторанами. Сейчас мы будем выпускать новую версию, которая сможет поддерживать работу более 600 ресторанов в одной базе.

-

Как Вы проводите анализ удовлетворенности своих клиентов и дилеров продуктами?

— Сейчас с помощью личных разговоров с крупнейшими клиентами. За каждым крупным клиентом закреплен аккаунт-менеджер, одна из задач которого — мониторинг того, насколько этот клиент доволен продуктом и сервисом. И то же самое с каждым дилером.

-

Давид Ян (основатель iiko), что Вы можете рассказать о совместной работе с ним?

— Его сложно назвать простым в общении человеком. Он достаточно жесткий руководитель, у него есть свои принципы — это 200% клиентоориентированность, взгляд, он мыслит, всегда забегая вперед на горизонт нескольких лет, и совершенно не ограничивается событиями ближайших месяцев. Я надеюсь, что мне удалось в какой-то степени научиться относиться к этим вещам так же, как Давид. Конечно, я вырос вместе с iiko.

-

Как изменилось состояние рынка и соотношение конкурентных решений за последние 5 лет?

— Мы увеличили свою долю на рынке с 15% до 40%. Из важных событий последних лет можно отметить появление планшетных решений, которые заняли сейчас примерно 5-7% рынка. Наши основные конкуренты, которые сдавали свои позиции, тоже демонстрируют некоторое возрождение. Мы думаем, что в этом и следующем году они будут гораздо более серьезными конкурентами, чем в последние 5-7 лет. Ну и третье направление — это совершенно новые игроки, аффилированные с банками. Это также обостряет конкуренцию.

-

Я уверен, что конкуренция — главный источник мотивации и развития.

-

Какие страны привлекательны сейчас для развития и масштабирования iiko? Почему?

— Если рассматривать планы на ближайшие полгода — год, то это в основном страны СНГ, в первую очередь Казахстан и Украина. Это два рынка, где мы видим наибольший рост в этом временном интервале. Кроме стран СНГ, у нас большие планы на освоение рынка Восточной Европы: Чехия, Словакия, Польша. Планируем также двигаться и в Западную Европу, в первую очередь в Великобританию, где у нас есть несколько интересных проектов. Почему так? Есть совокупность факторов, в первую очередь — это ёмкость рынка и цена входа на рынок. То есть, интересны страны, где развит ресторанный бизнес, где рестораны готовы пробовать новые системы и переходить на новый продукт. При этом мы учитываем необходимость доработки продукта под те или иные региональные требования и наличие правильного дилера. Правильный партнер — это залог нашего успеха в текущей бизнес модели. Поэтому те страны, где мы находим правильных партнеров, для нас имеют больший приоритет, чем те, где у нас партнеров нет. 

Ну и последней в списке, но отнюдь не наименее важной является культура стран. Есть страны, где возможно достичь понимания, а есть страны, где просто на культурном уровне меньше взаимопонимания и сложнее найти нужных партнеров.

-

В этом году Вы стали лидерами среди своих конкурентов. Как Вы считаете, с помощью чего Вы этого добились?

— Основа нашего успеха — это лучшая в России сеть партнеров. Мы нашли самых правильных и клиентоориентированных партнеров на этом рынке, смогли сделать так, чтобы они согласились работать с нами. Мы вместе с ними смогли обеспечить этот прорыв. Второе — это продукт, который нужен ресторанам и который решает их задачи по увеличению прибыли.

-

-

Как Вы проводите своё личное время? Как отдыхаете? Какое хобби?

— Вы знаете, у меня трое детей, младшей 1,5 года… поэтому личного времени у меня практически не остается, но когда свободные минуты появляются, я играю на бас-гитаре или занимаюсь спортом — это велосипед, плавание. Кроме того, я полупрофессионально фотографирую.

Поделиться

Фотогалерея